Как мы все знаем, дефлекторы обдува в салоне нашего автомобиля — какие-то недоделанные.
Эта недоделанность проявляется, в частности, в том, что невозможно полностью перекрыть воздушный поток, дующий из дефлектора. Даже если мы изменим декларируемое направление обдува (например, направим поток в ноги или на лобовое стекло), то все равно какая-то часть потока будет направлена на центральные дефлекторы. Это, мягко говоря, не очень приятно, да и к тому же способствует развитию простудных заболеваний.
Для решения проблемы предлагалось несколько вариантов — в основном, замена штатных дефлекторов на аналоги от других автомобилей (например, от Рено-Логана — с лепестками). Такой вариант показался мне сложным технически и затратным финансово. Еще я лично изобрел вариант с установкой в отверстие дефлектора пластикового колпачка от мороженого — работает эффективно, но выглядит странновато. Поэтому пришлось искать более приемлемое решение.
На днях я решил разобраться в проблеме — для этого снял центральную консоль и для начала попытался понять, как «оно всё» устроено. Устройство оказалось интересным. Итак, мы имеем некое центральное кольцо, расположенное в общем случае горизонтально и имеющее возможность двигаться вокруг горизонтальной оси; выражаясь в авиационных терминах — изменять тангаж. Для этого кольцо имеет две короткие (4-5 мм) полуоси, которые входят в ответные отверстия тоннеля (причем — что интересно — с одной стороны полуось входит в некий пластиковый промежуточный вкладыш, а с другой — непосредственно в пластик тоннеля). Сверху и снизу этого кольца расположены две полусферы с отверстиями, через которые проходит воздух. Эти полусферы скреплены между собой зацепами, проходящими внутри кольца, таким образом, что составляют единое целое. Впрочем, их легко отделить друг от друга, повернув одну полусфер относительно другой примерно на 30 градусов против часовой стрелки — что-то вроде байонетного крепления. При разборке не потеряйте плоскую металлическую пружину, обеспечивающую (вкупе с тормозящей смазкой) плавность вращения полусфер в кольце.
В итоге мы имеем следующее: кольцо может поворачиваться «по тангажу», а сфера (две полусферы как единое целое) может поворачиваться вокруг условно-вертикальной оси кольца. Ось названа «условно-вертикальной», потому что ее положение при повороте кольца все-таки отклоняется от вертикали.
Для полного перекрытия воздуха, по идее, нужно повернуть кольцо на себя до тех пор пока оно не займет вертикальное положение (положение сферы относительно кольца при этом значения не имеет). Тогда круглый туннель будет полностью перекрыт.
Но… на практике это осуществить не удается, потому что кольцо поворачивается вперед только до какого-то положения, после чего садится на какой-то упор и дальше не идет. Отверстие тоннеля при этом перекрывается не полностью, и воздух продолжает дуть.
Вот как выглядит тоннель после снятия дефлектора, если смотреть на него спереди (против хода автомобиля):
На фотографии просматривается вкладыш (справа) для одной из полуосей кольца. Забегая вперед, скажу, что эта полуось не имеет никаких хитростей в виде дополнительных наплывов и т.д. — это простой короткий цилиндр. С левой стороны (обозначено красной стрелкой) мы видим сверху и снизу от отверстия небольшие наплывы. Именно в них упирается наплыв второй оси кольца при вращении, не позволяя кольцу встать вертикально. Для устранения этого недостатка верхний наплыв нужно аккуратно подрезать острым ножом. Нижний наплыв резать не надо!
Теперь переходим к дефлектору.
На фотографии видно (отмечено красным прямоугольником) наличие наплыва полуоси кольца. Как было сказано выше, этот наплыв упирается в наплыв рядом с отверстием тоннеля и не дает кольцу встать вертикально. Снова берем острый нож и аккуратно срезаем часть наплыва, укоротив его на 2-3 миллиметра. Полностью удалять наплыв не надо!
А теперь взглянем на дефлектор с другого ракурса:
Красными прямоугольниками обозначены только что подрезанный нами наплыв полуоси кольца (слева) и еще один наплыв (сверху). Этот наплыв является последним препятствием, не позволяющим кольцу встать вертикально. И вот этот наплыв мы должны срезать заподлицо.
Закончив «резню», вставляем дефлектор в тоннель и проверяем. Если мы все сделали правильно (а именно — в тоннеле срезали не оба наплыва, а только верхний; наплыв оси кольца лишь укоротили, но не ликвидировали совсем), то поворачивая дефлектор на себя, мы можем довести кольцо до вертикального положения и — следовательно — обеспечить полное перекрытие воздушного потока.
Замечания:
1) после такой «хирургии» кольцо в вертикальное положение можно повернуть только движением на себя (но не от себя). Более того — дальнейшая попытка перевести дефлектор еще больше «на себя» столкнется с упором, который обеспечат несрезанный нижний наплыв отверстия тоннеля и остаток наплыва полуоси кольца. Если сделать полное «урезание», то дефлектор можно будет крутить вокруг горизонтальной оси, а у вертикального положения кольца не будет упора.
2) описанная процедура проводилась по отношению только к центральным дефлекторам. Левый и правый дефлекторы устроены, судя по всему, аналогично, но для них мне не понадобилось делать похожую доработку, ибо их кольца и так становятся в вертикальное положение, перекрывая воздух.
А вот, как двигаются доработанные дефлекторы:
(если видеоролик в вашем браузере не отображается, то просто перейдите по ссылке https://youtu.be/Ec_a4q4jrds)