Hover M2: Автоматическое закрытие окон

На первый взгляд кажется, что реализация данной задачи на Hover M2 настолько же проста, как и на большинстве легковых автомобилей. То есть, купили автоматический доводчик производства Mongoose или Sho-Me, установили по инструкции — и задача решена. Так-то оно, может, и так — но только не для Hover M2. Сейчас объясню, почему. На подавляющем большинстве современных автомобилей схема управления стеклоподъемниками реализована примерно так:

Прочитав схемы, мы видим, что все довольно просто — управление движением моторов в разные стороны коммутируется через кнопки, установленные в дверях (или около дверей — у разных машин конструктив может быть разным). При этом силовые провода, идущие от водительского блока кнопок (на схеме он обведен штрих-пунктирной линией) к пассажирским дверям как бы «проходят сквозь» кнопки управления пассажирскими стеклами в водительском блоке. Это дает возможность водителю управлять пассажирскими стеклами со своего блока. А кнопка «запрета», которая блокирует пассажирскую активность, просто размыкает «плюс», идущий на пассажирские двери. С такой схемой установить доводчик стекол промышленного производства не составляет никакого труда. Нужно лишь разрезать провода, на которых появляется «плюс» при подъеме стекол (на схеме эти разрывы помечены красными пятнами), и в эти разрывы вставить силовые провода доводчика. При работе доводчик будет поочередно (или одновременно — зависит от конструкции доводчика) подавать «плюс» в сторону моторов, и таким образом обеспечивать закрытие стекол. А теперь поговорим про особенности Hover M2. На первый взгляд, схема управления стеклоподъемниками ничем не отличается от приведенной на схеме: те же блоки кнопок у водителя и пассажира, та же «запретительная» кнопка, количество проводов совпадает. Мне поначалу тоже так показалось, когда я решил поставить на машину обычный доводчик. Я даже разрезал провод мотора в водительской двери и в этот разрыв подключил первый канал доводчика. Потом проверил работу: все нормально, водительское стекло по команде закрылось. Ура — можно продолжать. Я разрезал следующий провод (идущий на блок правой передней двери) и подключил в разрыв второй канал доводчика. Начал проверять: водительское стекло закрылось, как и в предыдущий раз. А вот правое переднее — нет. Я подумал, что что-то неправильно подключил или разрезал не тот провод. Подключил тестер, чтобы проверить,появляется ли на этом проводе «плюс» при поднятии стекла. Оказалось, что… нет! Более того — плюс не обнаруживался и на тех проводах, на которых он должен появляться при опускании стекла. Проверил провода остальных (задних) дверей — снова нет «плюса». Вернее как — на каких-то проводах «плюс» был — но он там был постоянно и не зависел от поднятия или опускания стекол. На других проводах при этом была масса — и она также ни от чего не зависела. В довершение всего я обнаружил, что «запрещающая» кнопка ничего не размыкает — в соответствующем проводе «плюс» присутствует всегда и от положения кнопки не зависит. Я разобрал водительский блок кнопок и увидел, что внутри находится печатная плата с огромным количеством электронных элементов, среди которых был замечен и микропроцессор.

2

Да, — подумал я, — микропроцессор наверное нужен для реализации полного опускания водительского стекла «в одно касание».  Но все остальное-то… Неужели оно тоже работает от микропроцессора? Дополнительную уверенность в этом дало то, что кнопки подъема и опускания стекол такие миниатюрные, что никак не могут пропускать через себя большие токи. А также наличие реле — причем, всего одного. По идее, если бы стекла управлялись от слаботочных кнопок через простые реле, то этих реле было бы четыре штуки — по одному на каждое стекло. А тут — всего одно. Короче, в тот день у меня больше не было времени — я по-быстренькому восстановил провода, собрал дверь и… забросил эту тему на пару месяцев. А недавно вот вернулся к этой тебе и решил докопаться до истины. Я наконец-то снял не только водительский блок (внутренности которого уже были мной когда-то просмотрены), но и пассажирский. Оказалось, что в пассажирских блоках тоже установлена печатная плата с микропроцессором и реле.

3

И тут на меня снизошло прозрение, и я понял, что у нас управление стеклами полностью микропроцессорное. И когда водитель на своем блоке управляет пассажирскими стеклами, то вместо «гоняния» больших токов по проводам, связывающим водительский блок с пассажирскими, на эти блоки просто посылаются команды. Грубо говоря, микропроцессор водительского блока посылает пассажирскому микропроцессору команду «опустить стекло» или «поднять стекло». А «запрещающая» кнопка, будучи нажатой, организует отправку команды «запрет операции». Но самое интересное, что при этом сохранена «традиционная» проводка между блоками — то есть, на каждый пассажирский блок приходит от водительского три ТОЛСТЫХ провода — как будто бы для больших токов на моторы. Хотя по одному из этих проводов всего лишь посылаются цифровые команды на слабом токе (видимо, какие-то последовательности импульсов). Более того — «традиционность» проводки сохранена настолько, что даже бывший управляющий провод выходит из водительского блока в «единственном экземпляре», раздваиваясь где-то в недрах проводки, а бывшие силовые провода индивидуальны для каждого пассажирского блока (см.схему на первой картинке — там межблочная проводка полностью соответствует фактической). При этом по одному проводу из каждой пары силовых проводов закорочены между собой на плате водительского блока. Могу предположить, что так сделано для сохранения совместимости с возможно существовавшими ранее блоками традиционного электрического управления. Либо микропросессорные блоки сконструированы так, чтобы использовать традиционную проводку без переделок. Что бы там ни было, но схема управления такая: — бывший управляющий провод теперь просто передает пассажирским блокам силовой «плюс» — по одному проводу из каждой пары бывших «моторных» проводов теперь передают «массу». Эти провода закорочены между собой на плате водительского блока — вторые провода из каждой пары индивидуальны для каждого пассажирского блока и служат для передачи цифровых команд Соответственно, все кнопки завязаны на микропроцессоры (на водительском блоке свой, на пассажирских свои), а микропроцессоры уже управляют реле и через эти реле — моторами. В принципе, установить промышленный доводчик в эту схему можно — но для этого пришлось бы тянуть в каждую пассажирскую дверь дополнительно по 2 (два!) силовых (!) провода из водительской двери. Эту задачу реализовать очень сложно. Значит, надо искать другой путь. А другой путь такой — каким-то образом попытаться «нажать» штатные кнопки в направлении на подъем стекол. Я прозвонил кнопки водительского блока и выяснил, что работа кнопки заключается в подаче массы то на один контакт, то на другой — в зависимости от желаемого направления движения стекла. Первая пришедшая в голову мысль была такая — просто подать массу на все кнопки, и тогда все стекла сразу закроются. При этом, конечно же, «развести» кнопки диодами, чтобы в штатном режиме при поднятии одного стекла не поднимались бы сразу и все остальные. Отдельной задачей еще стояло обеспечение подачи в водительский блок «плюса» при выключенном зажигании. И вот пока я думал, появился Митя — самый великий электроник всех времен и народов, с которым мы познакомились еще лет восемь назад на «Лачетти-форуме» и который увлечен допиливанием электрики автомобиля не меньше, чем я. Наше радикальное отличие в подходе к допиливанию состоит в том, что я стремлюсь переделки реализовать на «простом электричестве» — то есть, релюшках и диодах, а Митя предпочитает делать умную электронику — всякие транзисторы, преобразователи напряжения, микропроцессоры и прочие «думалки». В этот раз он тоже стал меня склонять к тому, чтобы реализовать доводчик стекол на микропроцессоре. Я сначала отбрыкивался, мотивируя свое нежелание отсутствием необходимых радиодеталей, а также нежеланием травить печатную плату. Но Митя меня убедил, сказав, что схема совсем простая (один микропроцессор плюс еще транзистор, пара конденсаторов, пара резисторов и один диод), и ее можно спаять просто на картонке, а потом залить термоклеем. Порывшись в своих скудных запасах радиодеталей я, к удивлению своему, обнаружил все нужные компоненты и в итоге «сдался». Итак, схема (после нее будут пояснения):

4

Одной из подзадач является обеспечение питания всей системы управления стеклами при выключенном зажигании. Штатное реле стеклоподъемников (на схеме — K2), хоть и подает в систему питание от аккумулятора, но включается только при включенном зажигании. Значит, нужно организовать обходной путь подачи питания. Митя предложил (а я, соответственно, согласился и сделал) поставить дополнительное реле (K1) параллельно штатному и включаемому при поступлении массы от сигнализации на обмотку (второй конец обмотки при этом сидит на постоянном плюсе от аккумулятора). Механически я это выполнил так (к сожалению, фото нет) — снял кожух со штатного реле. Вернее, дубликата штатного, купленного в «автозапчастях» — годится обычное 4-хконтактное реле от переднеприводных ВАЗов за 50-70 рублей. А родное штатное я решил не портить своими переделками и припрятал в бардачок. Так вот — я снял кожух и припаял хорошие толстые провода к контактам 30 и 87 внутри корпуса. Затем вырезал в кожухе подходящие отверстия для вывода проводов и поставил кожух на место. Дополнительное реле приклеил цианоакрилатом к штатному (ну, к дубликату штатного — не буду лишний раз повторяться). Для надежности насадил на них отрезок термоусаживаемой трубки большого диаметра и таким образом стянул. На схеме есть еще третье реле (K3) — но о нём ниже. Сама схема реализована на микропроцессоре Attiny13 (можно с буквой A в конце), который, получив извне сигнал (масса на 1-й контакт), делает следующее: 1. выдает +5 вольт на свой 3-й контакт, открывая транзистор VT1 и подавая «встречную» массу на дополнительное реле K1, чтобы удержать это реле от выключения и прекращения подачи питания. Это сделано на тот случай, если управляющий импульс окажется слишком коротким по времени, и за это время не успеет отработаться цикл подъема всех стекол. 2. поочередно выдает «массу» на контакты 5, 6, 7, 2 (именно в такой последовательности) для управления подъемом стекол. На подъем каждого стекла отводится по 4 секунды. Опыт показал, что этого времени более чем достаточно — на практике стекло поднимается за 2,5 секунды. 3. по окончании отработки цикла напряжение на 3-м контакте отключается, реле К1 перестает удерживаться, и питание отключается. Схема подключается следующим образом. +5 вольт для питания микропроцессора (на контакт 8), а также масса (контакт 4) берутся с контактных площадок в передней части платы блока. Их там как будто специально разместили и даже подписали — «+5V», «Gnd». Провода от управляющих контактов микропроцессора припаиваются к передним контактам кнопок (на фото обведены красными кружками):

  5

Микропроцессор для работы должен быть предварительно прошит соответствующей программой. Ищите архив в конце статьи. Теперь о третьем реле (К3). Уже собранная схема отказывалась работать, потому что масса, приходящая от сигнализации, оказалась не совсем чистой. Вольтметр показал, что там не 0, а примерно +3,5 вольта. Соответствующей разницы потенциалов (12 — 3,5 = 8,5 вольт) хватало для срабатывания реле К1, но эти +3,5 вольта никак не могли быть «передавлены» встречной массой, идущей со схемы на удержание реле. И тогда было принято кардинальное решение — поставить третье реле (К3), в задачу которого была поставлена подача на схему «чистой» массы. При этом К3 остается замкнутым только на время поступления управляющего сигнала. Но это уже не умеет значения, так как основное реле К1 успешно удерживается обратной массой со схемы. Вот, собственно говоря, и всё. Отдельно о недостатках. Самый существенный недостаток этой схемы — отсутствие обратной связи. К сожалению, оказалось невозможным отслеживать такое событие как упор стекла в верхнее положение. Поэтому даже если у вас закрыты три стекла, а оставшееся открытое по схеме в очереди стоит последним, то оно начнет подниматься не сразу, а лишь через 12 секунд после включения сигнализации, поскольку схема все равно будет отрабатывать алгоритм «по 4 секунды на стекло». Стоимость. Точную стоимость я не подсчитывал, ибо все радиодетали, как я уже говорил, нашлись у меня в старых запасах. Но приблизительно это будет так:

1. Микропроцессор Attiny13 — 40 рублей

2. Транзистор — 30 рублей

3. Конденсаторы — 10 рублей

4. Резисторы — 10 рублей

5. Диод — 5 рублей

6. Реле — 180 рублей

————————-

Итого: 275 рублей.

Цены очень приблизительные, но порядок верен. Программа для микропроцессора: скачать

Настройка битов для конфигурации указана в комментариях в файле boowindow.c

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.