Вариант подключения нештатной магнитолы, которая штатно не может быть включена без запуска двигателя автомобиля (т.е., например, на стоянке).
Схема разработана нашим участником Митей с моей подачи.
При установке новой магнитолы вместо ранее установленного Блаупункта я с огорчением обнаружил, что кроме прекращения функционирования пульта дистанционного управления на руле, исчезла также и такая полезная функция, как возможность включения и использования магнитолы при выключенном двигателе и вынутом ключе зажигания — например, на стоянке.
Абсолютное большинство современных магнитол (включая их новое поколение — мультимедийные центры) подключаются к бортсети автомобиля тремя проводами — это «масса», постоянный плюс от аккумулятора и плюс от цепи ACC или зажигания.
Двойное «плюсование» имеет следующий смысл:
во-первых, благодаря плюсу от цепи ACC мы имеем возможность автоматического включения и выключения магнитолы при включении и выключении зажигания. Этим также обеспечивается сохранение автомобильного аккумулятора от нежелательной разрядки (если мы, например, забыли выключить магнитолу, покидая машину).
во-вторых, благодаря постоянно наличествующему плюсу от аккумулятора, магнитола даже в выключенном состоянии сохраняет ход своих внутренних часов, а также различные настройки — в частности, настроенные радио- и телестанции.
Казалось бы, самый простой способ решения вопроса обеспечения питания магнитолы на стоянке — это отсоединить ее от цепи АСС и «пересадить» соответствующий выход на постоянный плюс аккумулятора.
Это действительно радикальный способ, но он имеет существенный недостаток — мы полностью теряем функцию автоматического отключения магнитолы при выключении зажигания и покидании автомобиля. Очень легко по рассеянности, таким собразом, оставить магнитолу включенной и с утречка обнаружить, что аккумулятор разряжен, и машина не заводится.
Поэтому было принято решение разработать схему, которая полностью сохраняет штатное поведение магнитолы при включении и выключении зажигания, но также и позволяет включать магнитолу на стоянке.
Сначала я разработал схему сам, но Митя нашел в ней существенный недостаток, предложив исправленный вариант.
Принцип работы такой — для включения магнитолы на стоянке нужно нажать специальную кнопку, а затем, удерживая эту кнопку, нажать штатную кнопку включения магнитолы. Такой способ, кроме всего прочего, дает некоторую защиту «от дурака» — то есть, от случайного включения магнитолы.
Физически схема реализуется в виде некоего переходника со стандартными ISO-разъемами. То есть, от магнитолы отсоединяется ISO-разъем питания, и в образовавшийся разрыв ставится переходник. Это удобно тем, что не придется резать и соединять штатные провода, а также позволит в случае необходимости (например, замена магнитолы на Блаупункт или другую модель, поддерживающую работу без включения зажигания) вернуть все к исходному состоянию.
Вот схема подключений:
Если в вашем конкретном случае магнитола использует и другие провода ISO-разъема (например, вход приглушения звука или еще чего) — просто соедините соответствующие гнезда ISO-разъемов между собой так, чтобы они не оказались задействованными в данной схеме.
Обратите также внимание на то, что провода массы (черный), постоянного плюса (желтый) и антенного выхода (синий) сохраняют свои соединения между ISO-разъемами (но от них делаются ответвления на схему), а вот провод цепи ACC (красный) не соединяет разъемы напрямую.
Для реализации нам понадобятся показанные на следующем фото радиодетали и компоненты:
1) Реле с двумя группами контактов — типа 845H-2C-C (ориентировочная цена — 50 рублей). Вместо такого реле можно взять два обычных автомобильных реле, соединив их обмотки параллельно друг другу. Замечу, что автомобильные реле гораздо крупнее по габаритам.
2) Два слаботочных диода. На фото показаны диоды типа 30BQ100 (по 10 рублей за штуку), но пойдут и другие.
3) ISO-разъемы питания магнитол («папа» и «мама»). Продаются в магазинах автозапчастей по 70-120 рублей.
4) Кнопка. На фото показаны три разные кнопки — как говорится, выбираем на вкус (15-25 рублей за каждую)
5) (на фото не показано) Соединительные клеммы (впрочем, это не обязательно).
После спайки деталей в соответствии со схемой мне пришла идея с целью надежности и виброустойчивости залить контакты деталей жидким горячим полиэтиленом с помощью клеевого пистолета.
Результат (может быть, внешне и не очень симпатичный) показан на следующем фото:
После пайки и сборки основного «блока» к кнопке были припаяны провода, снабженные на концах клеммами. Ответные клеммы были установлены на «кнопочных» проводах, выходящих из схемы.
На фото можно заметить еще одну пару проводов с клеммами. Это — результат реализации поданной Митей идеи о том, что вместо того, чтобы использовать какую-то специальную кнопку включения (соответственно, искать для нее место на панели и устанавливать) можно задействовать оставшийся без дела штатный пульт дистанционного управления на руле.
Оказывается, при нажатии на штатном подрулевом ПДУ клавиши VOL- (уменьшение громкости), два выходных контакта ПДУ пролсто замыкаются между собой накоротко. То есть, эта клавиша ПДУ вполне может работать в качестве кнопки включения магнитолы.
Вот именно так и была окончательно реализована схема.
Теперь, чтобы включить магнитолу на стоянке с делаю следующее:
1) Нажимаю и удерживаю пару секунд клавишу VOL- на штатном ПДУ
2) Если магнитола не включилась (а это означает, что перед этим зажигание выключалось при выключенной магнитоле), то не отпуская клавишу VOL- нажимаю кнопку включения магнитолы — теперь она точно включится.
3) Попользовавшись магнитолой, я выключаю ее штатной кнопкой выключения — схема возвращается в исходное состояние (реле обесточивается и т.д.)
В длительных консультациях с Митей была затронута и такая тема:
При включенном зажигании нажатие дополнительной кнопки (будем называть ее так — ведь использование клавиши VOL- — это всего лишь частный случай реализации) будет приводить к переключению схемы в «стояночный» режим. И следовательно, необходимо разработать дополнительную схему — чтобы при включенном зажигании не запитывалось реле и т.д.
Посовещавшись, пришли к выводу, что можно без такой дополнительной защиты вполне обойтись — потому что «сброс» схемы даже при включенном зажигании можно осуществить выключением и повторным включением магнитолы ее штатной кнопкой.
А вот улучшенная (и уже реализованная и проверенная на практике) схема. Здесь уже не одно, а целых три реле (одно из них такое же, что было на первой схеме, а два других — самые простые, с одной группой контактов):
Преимущество этой схемы — при включенном зажигании не происходит «удерживания» магнитолы на постоянном плюсе через питание антенны. Поэтому после случайного нажатия клавиши VOL+ хоть и произойдет переключение питания, но при отпускании клавиши все восстановится, и необходимости выключать и снова включать магнитолу не будет.